11:45 Экономический прогноз правительства Москвы на 2012-2014 годы | |
Департамент экономической политики и
развития города Москвы опубликовал первый после отставки Юрия Лужкова
прогноз социально-экономического развития города — на 2012-2014 годы.
Прогноз основан на более высокой оценке экспорта и импорта Москвы,
меньших объемах инвестиций в экономике города, росте, а не сокращении
занятости в Москве. Согласно прогнозу, промпроизводство в Москве
вырастет выше уровня 2008 года уже в 2011 году, валовой региональный
продукт (ВРП) — в 2012-2014 годах, но инвестиционная активность в
городе, число рабочих мест и строительная индустрия в нем по крайней
мере до 2014 года на докризисный уровень не вернутся. Прогноз департамента экономполитики и
развития Москвы опубликован в рамках антикоррупционной экспертизы 26
августа — как приложение к проекту постановления правительства Москвы,
отменяющему действующий прогноз на 2011-2013 годы, который разработан в
мае 2010 года экономистами правительства Юрия Лужкова. Новый прогноз
станет первым макроэкономическим документом правительства Сергея
Собянина, на котором будет основываться готовящийся бюджет Москвы на
2012-2014 годы. Соответственно, в нем впервые изложен новый
макроэкономический курс мэрии. Принципиально прошлый и нынешний прогнозы
различаться не имели возможности: структура бюджета Москвы "зажата"
высокими социальными обязательствами, взятыми правительствами Юрия
Лужкова в 2004-2010 годах, поэтому в структуре расходов бюджета Москвы
(см. таблицу на стр. 2), как и ранее, больше 70% приходится на
"социальные" цели (программа "Новое качество жизни" — соцсфера,
здравоохранение, ЖКХ и т. д.), 3,5-3,6% — на "инновационное развитие" и
2,1-2,2% — на безопасность. В старом прогнозе правительства Москвы
транспортная и дорожная отрасли почти не упоминалась как малозначимые. В
новом прогнозе указывается, что в 2012-2014 годах 21,5-22,5% расходов
мэрии будет направляться на модернизацию транспортной системы (в 2012
году — 278 млрд руб., в 2014-м — 322 млрд руб.). При этом структуру валового регионального
продукта Москвы (см. таблицу) инвестиции в московский транспорт выше
$10 млрд в год не изменят: итогом строительства 47 км и 21 новой станции
метрополитена (примерно треть транспортных расходов 2012-2014 годов),
строительства и реконструкции дорог (около 40% расходов), закупки более
3 тыс. автобусов, более 1 тыс. троллейбусов и 300 новых трамвайных
составов будет всего лишь рост доли транспорта в ВРП на 0,1% — больше,
чем на преодоление последствий недоинвестирования в отрасль,
правительство Сергея Собянина не претендует. Новый прогноз в части, относящейся к
сопоставимым в двух документах перспективам 2011-2013 годов, у
подчиненных вице-мэра Андрея Шаронова вышел чуть более пессимистическим.
Сейчас планируется чуть меньший, чем ожидалось, рост ВРП и
промпроизводства, новое правительство Москвы включило в прогноз и
меньшие планируемые показатели инфляции в 2011-2013 годах. Важнейшим
отличием от предыдущего прогноза является признание реального размера
провала инвестиций в экономику Москвы в 2009-2010 годах. Если прогноз
команды Юрия Лужкова довольно невнятно говорил о возможности
восстановления инвестиций, то правительство Сергея Собянина
констатирует: объемы промпроизводства в Москве превзойдут уровень 2008
года в 2011-2012 году (по итогам 2010 года они составляют 99,9% от
уровня 2008 года), но инвестиции в экономику Москвы и в 2014 году
докризисных показателей не продемонстрируют. Причины банальны: основой
инвестиционной политики мэрии при Юрии Лужкове был рост в строительстве
жилья, при Сергее Собянине строить на те же деньги предполагается дороги
и общественный транспорт: большого притока частного капитала туда, в
отличие от строительства, не приходится. Мало того, цифры уже
производившихся инвестиций подверглись значительной корректировке (см.
справку) — судя по всему, "лужковские" инвестиции в рынок недвижимости
по крайней мере отчасти были "бумажными". Второе важное отличие прогнозов 2010 и 2011
года — оценка трендов на рынке труда. Правительство Юрия Лужкова
предполагало, что после обвала числа рабочих мест в Москве с 6,6 млн в
2008 году до 6,1 млн в 2010 году число занятых в экономике москвичей
будет медленно снижаться. Напротив, правительство Сергея Собянина ставит
на то, что число занятых возрастет до 6,3 млн человек и будет медленно
повышаться, хотя полностью к 2014 году на докризисный уровень не выйдет.
У новой мэрии есть основания так полагать: она планирует более щедрое,
чем предполагалось при Юрии Лужкове, повышение заработных плат в городе,
в том числе реальных (см. таблицу), в 2014 году планируется средняя
начисленная зарплата на уровне 59,9 тыс. руб. (в первом полугодии 2011
года — чуть более 39 тыс. руб.). Парадоксально, но именно активную социальную
политику Москвы, которая и привела к ограниченности ресурсов для
развития экономики города при Юрии Лужкове, команда Сергея Собянина
предполагает не просто продолжать, но и усугублять. Фонд оплаты труда
бюджетников будет расти на 8% в год, размер региональной доплаты к
пенсиям в 2011-2014 годах вырастет на 23%. "Несмотря на то что зарплата
остается основным источником доходов населения, увеличится доля социальных трансфертов",— предупреждают разработчики документа. В этом, впрочем, нет ничего удивительного:
Москва намерена твердо следовать федеральному курсу и в его рамках
рассчитывает на то, что "умеренный" рост реальных располагаемых доходов
(на 2-3% в год) и снижение нормы сбережения (в 2009 году она резко
выросла, затем начала снижаться) к 2014 году до докризисного поддержит
главную отрасль московской экономики — торговлю. Ее доля в ВРП будет
уверенно расти, оборот розницы будет увеличиваться на 5% в год.
Промпроизводство, как предполагается, будет расти теми же темпами (ниже,
чем в остальной России) — в основном за счет развития в Москве
машиностроения, восстановления производства стройматериалов и роста в
нефтепереработке на единственном Московском НПЗ. При этом взрывного
роста в здравоохранении и образовании Москвы до 2014 года не
предполагается. В образовании (в основном за счет роста зарплат) темпы
роста объемов услуг будут расти на 5-5,9% в год, в здравоохранении — на
2-3% в год (в основном за счет программ модернизации): туризм и услуги
связи будут расти показательно быстрее. Таким образом, говорить о "революционной"
смене экономического курса Москвы, исходя из нового прогноза, не
приходится: смысл происходящего в замене в инвестиционных приоритетах
города "недвижимости и промышленности Москвы" на "дороги и детские
сады", число которых мэрия действительно планирует увеличить. Впрочем, и
это изменение условно: авторы прогноза предупреждают, что во многом
рост активности в секторе обработки в Москве (которая все равно растет
медленнее, чем обрабатывающая промышленность в РФ в целом) обеспечен
бюджетными вливаниями и, возможно, предприятия в собственности Москвы
потребуют в 2012-2014 годах новых вложений. Лишь в одном экономисты
правительства Москвы уверены точно: строительство в Москве на
докризисные темпы не выйдет: очевидно, прогноз готовился еще до решения о
"приращении" территории города землями на юг Московской области. ссылка (http://kommersant.ru/doc/1760255) | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Валюта |
---|
Календарь |
---|
Опросы |
---|
Наши Партнеры |
---|
 Аудиторская компания ProAudit |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 7 Гостей: 7 Пользователей: 0 |