Вчера в своем постановлении Конституционный суд уточнил процедуру
формирования представительных органов власти местного самоуправления.
- Принципиально важно понять, что решение о своих органах власти
должно принимать само население муниципального образования, - заявил судья-докладчик КС Николай Бондарь, комментируя оглашенное
постановление.
Напомним, что Конституционный суд проверял на соответствие Основному
Закону пункт 1 части 4 и часть 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ". И хотя нормы
признаны не противоречащими Конституции, судьи предлагают подробное
конституционно-правовое толкование в мотивировочной части. В данном деле
житель Подмосковья Николай Савостьянов протестовал против изменения в
2009 году порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского
муниципального района. По закону, местный парламент можно либо избирать
напрямую, либо сформировать по принципу делегирования из глав поселений
этого муниципального района и депутатов, выбранных напрямую поселениями,
расположенными в этом районе. В ходе слушаний выяснилось, что при
переходе ко второму способу формирования Совета депутатов были допущены
многочисленные процедурные ошибки. А между тем по принципу делегирования
сформированы представительные органы местного самоуправления в
Татарстане и Кабардино-Балкарии, и не только: по данным судьи КС
Бондаря, именно так комплектуются "на сегодняшний день 14 процентов от
общего количества муниципальных районов - а это примерно 258
муниципальных районов от общего числа - чуть более 2800 - по стране,
много это или мало - я анализировать не буду".
Хотя судья-докладчик признает, что "в последние годы очень много
говорили и по-своему справедливо об унификации и излишней централизации
системы регулирования органов власти местного самоуправления, но в
данном случае - это как раз яркий пример случаев, когда модель
самоуправления формируется по усмотрению самого населения". Он
скептически относится к критическим репликам о чрезмерной вертикализации
власти, отмечая, что сам факт существования двухуровневой системы
органов власти на муниципальном уровне предполагает вертикаль, не
забывая о том, что тут даже применяется "своего рода матрешечная
система, когда внутри муниципальных районов существуют другие
муниципальные образования".
Таким образом, переход к иному порядку формирования представительных
органов власти МСУ судьи КС считают вполне легитимными. А вот над
процедурой еще предстоит поработать. Николай Бондарь отмечает, что в
этой части постановление "нельзя рассматривать как чистый отказ
заявителю, и Савостьянова как заявителя есть все основания
поблагодарить, потому что благодаря его конституционной жалобе дано не
просто разъяснение системы правового регулирования этих проблем, а
уточнены очень важные моменты - без участия населения эти вопросы не
могут решаться и не должны, а форма участия должна быть закреплена в
уставе муниципального образования". Кроме того, КС подчеркнул, что
возможен и обратный переход - возвращение к прямым выборам.
Двойственное впечатление оставило постановление КС и у заявителя.
Николай Савостьянов огорчен, что судьи КС не высказались против
возможности главы администрации района быть еще и членом Совета. А с
другой стороны, заявитель уверен, что решение дает "основания для
пересмотра решения". Он намерен, во-первых, обратиться в КС за
разъяснением, возможно ли формирование представительного органа власти
МСУ в результате досрочного прекращения полномочий, а во-вторых,
обратиться в Европейский суд по правам человека с иском о возмещении
ущерба. Но главной проблемой для заявителя остается его неизменное
намерение участвовать в выборах представительных органов власти МСУ в
Наро-Фоминске. ссылка (http://rg.ru/2011/05/19/ks.html)
|