Доля жителей крупных городов, желающих прибрести
новогодние подарки в кредит, составила в этом году 39%, причем самая
большая доля приходится на граждан, намеревающихся воспользоваться
кредитной картой. Предпраздничный всплеск потребительской активности
сулит банкам новых должников, которые будут платить за заемные средства
до 50% годовых.
Согласно исследованию, проведенному ХКФ-банком,
за год число граждан, собирающихся воспользоваться кредитом для покупки
новогодних подарков, существенно выросло. Так, если в прошлом году о
таком намерении заявили лишь 23% респондентов, то в этом — 39% (в 2007
году — 33%). Также в 2010 году выросла сумма кредита на приобретение
новогодних подарков, сейчас она составляет около 21 тыс. руб. против 15
тыс. руб. в 2007 и 2009 годах. "Этот факт не может не радовать,— говорит
директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-банка Денис Власов.— Рост
суммы, которую граждане готовы потратить на новогодние подарки,
свидетельствует о выходе из кризиса и восстановлении потребительской
активности населения".
Исследование проводилось в декабре, были
опрошены 1,2 тыс. респондентов в возрасте от 20 лет, 60% опрошенных —
жители Москвы, 40% — других городов-миллионников.
Изменились и предпочтения граждан относительно
кредитных продуктов для покупки подарков на Новый год. Наибольшей
популярностью в этом году пользуются кредитные карты — ими намерены
оплатить подарки 40% респондентов, вторыми по популярности стали
наличные в кредит —38%, последнее место заняли POS-кредиты (кредиты на
приобретение товаров в торговых сетях) — 15%. В прошлом году лидировали
по популярности кредиты наличными — их предпочитали 33%, за ними шли
кредитные карты и POS-кредиты (по 25%). До кризиса же всем остальным
продуктам граждане предпочитали кредиты в торговых сетях (36%).
Изменения предпочтений граждан связаны с тем,
что они постепенно привыкают к карточным продуктам, понимая их удобство и
универсальность, считает Денис Власов: можно заплатить и в магазине, и в
интернете, получить наличные в банкомате. "Получив кредитную карту один
раз, ее можно использовать не только для покупки подарков, но и для
других целей, не обращаясь каждый раз в банк за новым кредитом",—
поясняет заместитель руководителя розничного блока Альфа-банка Илья
Зибарев. По его словам, сумму 21 тыс. руб., которую гражданин в среднем
намерен потратить на новогодние подарки, он вполне может погасить в
течение грейс-периода (обычно два месяца) — в этом случае кредит будет
для заемщика, по сути, бесплатным (заемщику придется оплатить лишь
годовую комиссию за обслуживание карты, в среднем это 500-700 руб.).
Впрочем, банки активно предлагают кредитные
карты вовсе не в расчете на бездоходных клиентов, укладывающихся в
грейс-период. "Кредитные карты являются продуктом, доходность которого
для банка во многом зависит от поведения заемщика,— признает
руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП-банка
Василий Кузнецов.— В нашем сегменте потребительского кредитования в
грейс-период по кредитным картам укладываются менее 10%, большинство же
платят проценты по кредиту". В среднем ставки по кредитным картам
составляют 18-25% годовых, при возникновении просрочки банки начисляют
штрафы, которые увеличивают стоимость кредита по карте до 40-50%
годовых. "Банки активно продвигают кредитные карты, поскольку они более
выгодны для банка, чем кредиты наличными и в сетях, так как
предусматривают долговременное сотрудничество банка и клиента",— говорит
Василий Кузнецов.
ссылка (http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1561785&NodesID=4)
|