Правительство наделило Минэкономики правом проводить
экспертизу действующих нормативных актов и инициировать их отмену в том случае,
если оценка регулирующего воздействия на бизнес выявит положения, необоснованно
затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. До сих
пор Минэкономики имело право проводить оценку регулирующего воздействия только
проектов нормативных актов и только на стадии их межведомственного
согласования.
Правительство утвердило порядок экспертизы правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в целях выявления избыточных
административных барьеров, затрудняющих ведение предпринимательской и
инвестиционной деятельности. Соответствующее постановление № 633 было подписано
премьером 29 июля. Согласно документу, «подлежат экспертизе» все ведомственные
нормативные акты, в той или иной степени затрагивающие интересы бизнеса.
Экспертиза должна проводиться Минэкономики в том числе «на основании
письменного заявления представителей предпринимательского сообщества».
В случае выявления в документе положений, необоснованно
затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, Минэкономики вправе
внести в Минюст предложение об отмене или изменении таких нормативных актов или
их отдельных положений. Одновременно Минэкономики уполномочено направлять в
правительственную комиссию по административной реформе свои предложения по
изменению федеральных законов, указов президента и распоряжений правительства,
на основании которых были изданы ведомственные акты, не прошедшие экспертизу.
Правительство также поручает Минэкономики в двухмесячный срок разработать и
утвердить порядок проведения такой экспертизы правовых актов.
Напомним, что до сих пор
полномочия Минэкономики по оценке регулирующего воздействия были более
скромными. Согласно постановлению правительства № 336 от 15 мая 2010 года,
направлению в Минэкономики для оценки регулирующего воздействия подлежали лишь
разрабатываемые ведомствами документы, устанавливающие какие-либо обязательные
требования к продукции или процессам производства. При этом Минэкономики не
обладало «правом вето»: заключение ведомства об оценке регулирующего
воздействия документа встраивалось в процедуру межведомственного согласования и
принималось правительством к сведению наряду с финансово-экономическим
обоснованием проекта. Инициатором введения процедуры оценки регулирующего
воздействия, призванного улучшить инвестиционный климат, был президент Дмитрий
Медведев. Профильный департамент в Минэкономики был создан летом 2010 года.
В феврале 2011 года Минэкономики подписало соглашения с
бизнес-ассоциациями (РСПП, ТПП, «Опорой России» и «Деловой Россией») о
сотрудничестве при проведении ОРВ, при министерстве был создан консультативный
совет, в который вошли представители бизнеса. В марте 2011 года президент
потребовал распространить процедуру ОРВ на действующие нормативные акты,
соответствующий проект постановления был одобрен на заседании президиума
правительства 9 июня. В Минэкономики не скрывают, что экспертизу действующих
нормативных актов намерены начать с документов Минрегиона, Минсельхоза и
Минсвязи. Отчасти это объясняется тем, что подобная работа уже велась в
Минэкономики — документы именно этих ведомств подпадают под определение
документов, подлежащих ОРВ, согласно прошлогоднему постановлению правительства. ссылка (http://kommersant.ru/doc/1691012)
|