11:04 Центральный Банк накажет недобросовестных банкиров | |
В борьбе с криминальными банковскими
банкротствами ЦБ решил ужесточить санкции к недобросовестным
топ-менеджерам банков. Регулятор делает это, не дожидаясь
законодательных поправок — на уровне собственного нормативного акта. ЦБ
намерен требовать отстранения не только предправления, но и
руководителей банков рангом ниже, если ситуация в кредитной организации
близка к критической. Действиям ЦБ предшествовало заявление президента
ВТБ Андрея Костина, упрекнувшего регулятора в неэффективном надзоре,
допустившем "беспределы" в Межпромбанке, банке ВЕФК, "Славянском" и
Банке Москвы. Вчера Банк России разместил на официальном
сайте проект поправок к инструкции, регламентирующей порядок регистрации
банков и выдачу им лицензий. Среди массы технических изменений есть
одно, которое существенно увеличивает полномочия регулятора по контролю
за недобросовестными топ-менеджерами банков. После того как поправки
вступят в силу, члены правления банка, зампреды, руководители филиалов и
их заместители при согласовании своих кандидатур в ЦБ на
соответствующие должности должны будут указывать круг подразделений
банка и направления деятельности, которые они курируют. Более того, об
изменении сферы своей компетенции они обязаны будут информировать ЦБ в
течение десяти календарных дней с момента таких изменений. Сейчас эта
информация Банку России не предоставляется, что затрудняет применение
санкций к топ-менеджерам банка ниже уровня председателя правления. По закону "О Центральном банке" в случае
неустранения банком выявленных в его деятельности нарушений, а также
если деятельность банка создает реальную угрозу интересам кредиторов и
вкладчиков, Банк России вправе потребовать замены руководителей
кредитной организации, а именно председателя правления, его
заместителей, членов правления, главного бухгалтера и его замов, а также
руководителей, главбухов и заместителей главбухов филиалов. Однако на
практике требования о замене ЦБ выдвигает в основном лишь в отношении
председателей правления (в прошлом году такое требование ЦБ выдвигал
шесть раз). "Как единоличный исполнительный орган банка
предправления отвечает за все в нем происходящее, однако практика
показывает, что многочисленные нарушения могут совершаться
топ-менеджерами более низкого ранга, без непосредственного участия главы
банка,— говорит директор департамента лицензирования деятельности и
финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил
Сухов.— Тем не менее ввиду неочерченности полномочий зампредов, членов
правления, руководителей филиалов и их замов обоснованно потребовать их
замены регулятору достаточно затруднительно". После вступления в силу
предложенных поправок требование о замене может быть предъявлено не
только предправления банка или бухгалтеру (за фальсификацию отчетности),
но и топ-менеджеру, непосредственно отвечающему, например, за
кредитование, указывают в ЦБ.
На днях президент ВТБ Андрей Костин
раскритиковал систему банковского надзора — он заявил, что Банк России
не выполняет свои функции в объеме, достаточном для снижения рисков
вывода активов и махинаций в банках со стороны их топ-менеджеров.
"Отчасти ответственность за те "беспределы", которые мы видели в
Межпромбанке, Банке Москвы, "Славянском", банке ВЕФК отсутствует оттого,
что функции надзора не выполняются в той мере, в какой должны
выполняться... С другой стороны, мне кажется, в ЦБ не хватает
инструментов для оперативного реагирования",— заявил господин Костин,
выступая на съезде Ассоциации российских банков. Вслед за этим глава ЦБ Сергей Игнатьев,
выступая перед депутатами в Госдуме, указал на то, что ЦБ необходимы
более широкие полномочия по отстранению руководителей и членов советов
директоров банков, если регулятор сочтет, что их деятельность ведет к
чрезмерным рискам для банка и угрожает его финансовому состоянию. Говоря
о расширении полномочий, глава ЦБ имел в виду законодательные поправки,
которые позволили бы регулятору отстранять от управления банком не
только лиц, допустивших злоупотребления в нем, но и тех, чья деловая
репутация сомнительна (причем не только в банковском секторе). Пока же
эти поправки готовятся (уже в течение нескольких лет), ЦБ решил
ужесточить имеющиеся у него инструменты. Среди прочего это позволит занести в черные
списки лиц, которые при действующем порядке туда бы не попали. Например,
если крупное мошенничество с кредитами, которое в итоге привело к
отзыву лицензии банка, произошло за два года до отзыва, виновный в этом
зампред или глава филиала, оперативно уволившись, не попадет в черный
список ЦБ, члены которого лишаются права на профессию на пять лет. Дело в
том, что в этот список при отзыве лицензии ЦБ включает топ-менеджеров,
работавших в банке лишь в течение года до отзыва. А вот если бы в
отношении такого топ-менеджера ЦБ выставлял требование о замене, то
права на профессию он бы лишился на следующие три года с момента
выставления такого требования. Мнения экспертов и участников рынка о
готовящихся нововведениях разделились. "Моя практика конкурсного
управления банками-банкротами и практика знакомых мне конкурсных
управляющих показывает, что основные хищения и вывод активов в крупных
банках совершаются в филиалах — именно благодаря практически
неограниченным полномочиям их руководителей и заместителей,— говорит
конкурсный управляющий банком "Диалог-Оптим" Андрей Сергеев.—
Предправления крупного банка, который не может единолично охватить все,
выдает им доверенности на подписание сделок и совершение операций, что в
случае недобросовестности этих топ-менеджеров чревато масштабными
злоупотреблениями". Бывало и так, продолжает господин Сергеев, что
предправления неформально отстраняли от управления, на его место садился
заместитель, который и занимался выводом активов. Впрочем, по мнению
Андрея Сергеева, изменения, предложенные ЦБ,— капля в море. "В анкете
можно написать круг ответственности, очень далекий от реальности, а
значительная часть злоупотреблений и вовсе производится людьми,
занимающими должности, не подлежащие согласованию, например,
немаловажную роль в выводе активов из-под залога, судебных
разбирательствах играют юристы банков",— резюмирует он. Впрочем, есть и прямо противоположная точка
зрения. "За происходящее в банке должен отвечать предправления, если его
замы делают нечто, что ведет к потере банком финансовой устойчивости, о
чем руководитель банка не знает, значит, он плохой руководитель,—
считает президент Русского торгового банка Сергей Иванов.— К тому же
постоянное согласование с ЦБ полномочий всех топ-менеджеров банка —
прямое вмешательство в его деятельность. Оперативные решения, которые
они принимают, на то и оперативные, чтобы принимать их без уведомления
ЦБ". Не надо подменять надзорную функцию вмешательством в оперативное
руководство банком, это может лишь свидетельствовать о неэффективности
надзора, считает банкир.
В Банке России указывают, что у
подготовленных изменений есть и другая — положительная для
топ-менеджеров банка — сторона. "Если у регулятора будет полное
представление о круге ответственности того или иного зампреда,
автоматически попавшего в черный список в связи с отзывом у банка
лицензии, то доказать свою непричастность к этому (например, в силу
того, что он курировал развитие сети) и ходатайствовать об исключении из
черного списка ему будет проще",— указывает господин Сухов. ссылка (http://kommersant.ru/doc/1616926) | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Валюта |
---|
Календарь |
---|
Опросы |
---|
Наши Партнеры |
---|
 Аудиторская компания ProAudit |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 |