Вчера Конституционный суд (КС) рассмотрел
жалобу на ряд положений закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ". Автор обращения в КС полагает, что существующая
предусмотренная законом возможность формировать районные муниципалитеты
без проведения выборов нарушает принцип народовластия, утвержденный
Конституцией и Европейской хартией местного самоуправления.
Предметом рассмотрения судей КС стали п. 1
ч. 4 и ч. 5 ст. 35 закона о местном самоуправлении (МСУ). Закон
предусматривает два варианта формирования органов МСУ. Если в поселениях
и городских округах (первая и третья муниципальные ступени)
представительный орган формируется только по результатам выборов, то в
муниципальных районах (вторая ступень) совет может либо избираться, либо
состоять из представителей поселений. Решение об отмене выборов в
райсовет принимается при согласии 2/3 поселений, входящих в район. Такая
история произошла в 2009 году с советом депутатов Наро-Фоминского
муниципального района (Московская область), который объявил о
прекращении своих полномочий и не назначил следующие выборы: против
этого выступил совет депутатов сельского поселения Веселевское, и
предложение было поддержано другими поселянами.
Автор обращения — житель Наро-Фоминска,
помощник муниципального депутата Николай Савостьянов собирался
баллотироваться в райсовет в 2012 году, но в связи с тем, что его планы
были нарушены, он посчитал, что нарушены и его конституционные права.
Проиграв в судах общей юрисдикции, он пошел с жалобой в КС, требуя
признать указанные нормы закона не соответствующими 11 статьям
Конституции, где говорится о народовластии, а также Европейской хартии
местного самоуправления, согласно которой муниципалитеты формируются из
членов, "избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и
всеобщего голосования".
Вчера господин Савостьянов пояснил, что его и
еще 145 тыс. жителей Наро-Фоминского района "лишили права выбора на
веки вечные, так как процедура обратного перехода к выборам районного
совета от делегирования в законодательстве не прописана". Господин
Савостьянов также считает, что при делегировании поселковых депутатов в
районные советы теряется возможность контроля за властью и нарушается
принцип разделения властей, так как поселковые муниципалы одновременно
являются и главами местных администраций. Николай Савостьянов заявил,
что за два года существования нового порядка формирования райсоветов
"жить не стало лучше": "У нас в районе за два года зарплаты учителей
уменьшились на 30%. Единственное, что позитивно сократилось,— это
количество выявленных коррупционных случаев, так как они сами себя
обсуждают и контролируют".
Представитель Совета федерации в КС Алексей
Александров, в свою очередь, отметил, что сам факт обсуждения этого
вопроса — "благая весть": "То, что мы обсуждаем тут вопрос избираемости
власти, уже может вызвать положительную оценку". По его словам, в
мировой практике есть несколько способов появления органов власти. Эту
мысль развил представитель президента в КС Михаил Кротов. Он сообщил,
что избирательные права заявителя не нарушены, так как ему "никто не
мешает избираться в поселковый совет Наро-Фоминска". По словам господина
Кротова, ст. 35 закона не противоречит ст. 130 Конституции. "МСУ
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного
самоуправления",— процитировал он текст ст. 130, сделав акцент на слове
"другие". Представитель президента заверил, что принцип делегирования
депутатов не грешит против европейской и мировой практики и система,
подобная российской, есть в Албании, Андорре, Панаме и Эквадоре. А так
как районные депутаты избираются на поселковом уровне, "ущемления
принципа народовластия нет", считает Михаил Кротов, к тому же принцип
делегирования позволяет экономить средства на проведении выборов. Он
напомнил, что по такому принципу полностью сформированы муниципалитеты,
например, Татарии, Ивановской области и Ленобласти. Вместе с тем
представитель президента согласился, что в законе действительно не
прописан процесс "обратного перехода" от делегирования к выборам, и
предположил, что он "осуществляется аналогично".
Хотя судьи еще не вынесли решения, господин Савостьянов уже готовит параллельную жалобу в Европейский суд по правам человека.
ссылка (http://kommersant.ru/doc/1616707)
|