12:15 Россия проиграла борьбу за крупнейший оружейный контракт | |
Россия проиграла крупнейший в этом веке
оружейный тендер — на поставку Индии среднего многоцелевого боевого
самолета (MMRCA), на который выставляла свой МиГ-35. Сделка
предусматривает поставку 126 истребителей и оценивается более чем в
$10 млрд. Дальнейшую борьбу за "контракт века" продолжат французский
Rafale и Eurofighter Typhoon. Утешением для Москвы может стать то, что
тендер проиграли также американские Boeing Co. и Lockheed Martin. Но для
МиГ-35 поражение критично: оно фактически означает, что эти истребители
не получат и ВВС РФ, а также сильно снижает шансы продать их еще
кому-нибудь в мире. Министерство обороны Индии вчера оповестило
"Рособоронэкспорт" и РСК МиГ о промежуточных итогах объявленного еще в
2007 году тендера MMRCA: у России самолеты закупаться точно не будут. Об
этом официально объявил "Рособоронэкспорт". Источник, близкий к
компании, пояснил, что письмо индийской стороны было получено в ночь
на четверг. "Индийская сторона проинформировала нас о промежуточных
итогах тендера с детальным анализом причин отказа от приобретения
российской техники. В письме содержится 14 пунктов, в каждом из которых
детально проанализированы недостатки нашего предложения",— сообщил
собеседник, уточнив, что одна из претензий индийской стороны
касается двигателей. Между тем с самого начала тендера и вплоть до
начала этого года многие российские представители ВПК и
высокопоставленные чиновники были уверены, что именно российский
истребитель победит в конкурсе (см. справку на этой странице). Индийские
эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35, который, в
частности, выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены:
Eurofighter Typhoon и Rafale заметно дороже. К тому же, в отличие от
"МиГов", оба новейших европейских истребителя до самого последнего
времени (событий в Ливии) практически ни разу не использовались в
реальных боевых действиях. Шансы американских Boeing и Lockheed Martin
также выглядели менее предпочтительными. Эксперты в Дели признавали, что
здесь играют роль политические соображения. Они указывали, что в случае
с США в долгосрочной перспективе никогда не известно, не подпадут ли те
или иные виды вооружений, продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до
недавнего времени Индия имела печальный опыт американских санкций в
связи с развитием своих ядерных программ. В последние годы ситуация
улучшилась, и военно-техническое сотрудничество с Америкой резко
активизировалось, однако "груз исторической памяти" дает о себе знать. В
случае со столь крупным и жизненно важным для ВВС Индии контрактом там
не могли не учитывать и малейшие риски. И тем не менее в США поражение Boeing и
Lockheed Martin восприняли крайне болезненно. Американский посол в Дели
Тимоти Ремер вчера заявил, что США "глубоко разочарованы"
предварительными итогами тендера, а затем неожиданно подал в отставку.
Ведь все участники боролись до конца (об истории тендера см. справку на
стр. 3). А на завершающем этапе поддержку своим производителям оказывали
первые лица: президенты РФ и Франции Дмитрий Медведев и Никола Саркози,
премьер Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама. Но
Индия сделала именно тот выбор, который посчитала нужным для себя в
настоящий момент, в пользу Европы. В Дели всегда особо подчеркивали, что
диверсификация источников получения вооружений является ключевым
принципом оборонной стратегии Индии. Так, на вооружении индийских ВВС в
настоящее время находятся французские Mirage 2000, которые в 80-е начали
закупать параллельно с советскими МиГ-29, а также британские ударные
самолеты Jaguar наряду с близкими им по назначению МиГ-27. В последнее
десятилетие Индия отдала России крупнейшие оборонные контракты: на
авианосец "Адмирал Горшков" и группировку МиГ-29К для него, на фрегаты и
аренду атомной подлодки. Именно с Москвой Дели подписался создавать
крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и новый
транспортный самолет MTA. У США же впервые в истории Индии были
закуплены, в частности, новейшие морские патрульные самолеты P-8 и
военно-транспортные С-130. И "ключевой принцип оборонной стратегии"
страны явно требовал сделать шаг в сторону Европы. Тем более что это сулило и определенные
технологические выгоды. В частности, как пояснил "Ъ" шеф московского
бюро индийского государственного информагентства Press Trust of India
Винай Шукла, "ставка, которую индийская сторона сделала в итоге на
европейских производителей, объясняется тем, что приобретение их
истребителей позволит Индии получить технологию, оптимально подходящую
для реализации собственной программы TEJAS по созданию индийского
легкого истребителя". В свою очередь, по словам господина Шуклы,
российская технология, которую Индия могла получить в случае
приобретения МиГ-35, для программы создания легкого истребителя TEJAS не
подходит. "России же вообще грех жаловаться,— заявил господин
Шукла.— Российские самолеты традиционно и так занимают значительное
место в парке индийских ВВС". С этим согласен и директор Центра анализа
стратегий и технологий Руслан Пухов. "Это поражение — естественное
порождение наших предыдущих побед",— считает он. Господин Пухов
напомнил, что Россия еще в 1990-е годы приступила к перевооружению
индийских ВВС. В результате к настоящему времени в копилке российских
авиастроителей есть сделки по поставке, а также сборке в Индии в общей
сложности 248 истребителей Су-30МКИ на общую сумму $7,75 млрд. Для ВМС Индии предназначены 45 корабельных
истребителей МиГ-29К на сумму $2,232 млрд. Еще один контракт на $964 млн
предусматривает модернизацию поставленных ранее истребителей МиГ-29.
"Мы уже приблизились к тому, чтобы взять больше половины индийского
парка боевой авиации",— констатирует Руслан Пухов. Кроме того,
напоминает эксперт, условием тендера подразумевалось, что у претендента
налажено производство самолета. "О МиГ-35 этого сказать пока нельзя",—
заявил господин Пухов. Стоит отметить, что в Москве предполагали,
что тендер MMRCA может закончиться неудачно для российского участника.
"Зная индийскую сторону и ее любовь к диверсификации своих поставщиков,
шансов выиграть этот тендер было объективно немного",— констатировал
вчера источник в Минобороны РФ. "В условиях контроля Россией рынка
тяжелых истребителей Индии едва ли индийская
сторона захотела бы отдавать нам еще и рынок средних истребителей,—
считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин
Макиенко.— Даже если бы этот тендер и достался нам, то не факт, что
производственных возможностей хватило бы на выполнение этого контракта". Эти сомнения эксперта вполне разделяют некоторые
высокопоставленные руководители российского авиапрома. В этом контексте интересно, что в начале
года, за считаные месяцы до объявления решения по тендеру, МиГ-35, в
отличие от всех конкурентов по MMRCA, даже не прибыл на главный
авиасалон страны-покупателя — Aero India-2011 в Бангалоре. При этом
представители правительства Индии официально заявляли, что через своего
посла в Москве они пытались не только выяснить причины неявки, но
убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего и не добились. Как бы то ни было, но в России вчера
старались не драматизировать ситуацию. В своем официальном заявлении
"Рособоронэкспорт" и ОАК считают, что принятое решение является
исключительным правом выбора индийской стороны поставщика авиационной
техники. "Несколько лет назад, когда тендер начинался, этот контракт был
вопросом жизни и смерти для "МиГа",— пояснил
Руслан Пухов.— Сейчас же у "МиГа" помимо бирманского контракта есть
опцион на корабельные самолеты для той же Индии, есть два контракта по
модернизации — в Сирии и опять же Индии. А в ближайшее время ожидается
заключение контракта на поставку корабельных самолетов для ВМФ РФ". Однако определенные вопросы "жизни и смерти"
поражение МиГ-35 в тендере все-таки ставит. Не так давно было объявлено,
что Минобороны РФ также намерено закупить партию МиГ-35. И крупнейший
контракт с Дели на 126 машин позволял существенно снизить в серии
внутреннюю цену истребителя. Теперь же целесообразность развертывания
его производства ради относительно небольшого заказа для ВВС РФ
становится крайне сомнительной, и, скорее всего, от этих планов придется
отказаться. И наконец, проигрыш в Индии ставит под удар начатое
продвижение самолета на других рынках — латиноамериканском и
ближневосточном. А ведь и там, и там Россия уже начала предлагать его
потенциальным заказчикам. ссылка (http://kommersant.ru/Doc/1631499) | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Валюта |
---|
Календарь |
---|
Опросы |
---|
Наши Партнеры |
---|
 Аудиторская компания ProAudit |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 18 Гостей: 18 Пользователей: 0 |